Дистанционное образование в ДОУ. Методические рекомендации
Введение
Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста: и посещающие, и не посещающие дошкольные образовательные организации, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом.
Перед родителями соответственно встает проблема семейного воспитания. В этом случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий. В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса. В сложившихся условиях деятельность педагога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим. Данные методические рекомендации помогут педагогам, желающим шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для обучения детей дошкольного возраста с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
1.Нормативные основы деятельности.
Вашему вниманию предлагается перечень нормативных правовых актов, необходимых при организации дистационного обучения:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);
- учет письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)». При внедрении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать:
- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»;
- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями). Согласно пункту 4.20 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» организация и режим занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ПЭВМ с детьми с 5 лет. Вместе с тем санитарно-эпидемиологические требования к просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.
2.Основные понятия.
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.
Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.
Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:
- принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной информации непосредственно по месту жительства;
- принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
- принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.
Главная цель дистанционного обучения - предоставить ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям обучающихся.
Задачи:
- Удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования - Повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий
- Предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания
- Усиление личностной направленности образовательного процесса
- Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции
Особенности дистанционного обучения дошкольников:
1.Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от родителей и ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;
2. Ответственность родителей. Ребенок не имеет необходимых навыков самостоятельности, самоорганизации и усидчивости. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает совместно с родителями, что не исключает самостоятельного выполнения части заданий.
3. «Плюсы» и «минусы» дистанционного обучения (ДОТ)
Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
1. Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;
2.Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;
3.Возможность контролировать круг общения ребенка;
4.Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;
5.Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету;
6.Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.
Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:
1. Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;
2. Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;
3.Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);
4.Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе и социализации в обществе
5.В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.
Выделяются 3 направления деятельности ДОО с использованием дистанционных технологий:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) с целью повышение уровня их педагогической компетентности в вопросах воспитания, развития и образования детей.
- Практические рекомендации по содержательному наполнению и организации процесса освоения воспитанниками ДОО содержания основной образовательной программы дошкольного образования.
- Оказание необходимой помощи родителям (законным представителям) в области реализации мероприятий коррекционной направленности. При организации деятельности ДОО в режиме консультирования запрещается:
- Требовать от родителей отчетов о выполнении с ребенком в полном объеме всех рекомендованных активностей.
- Размещать на странице Сайта и в специальных группах в социальных сетях информацию, содержащую персональные данные участников образовательного процесса
4.Технические условия.
В соответствии с техническими возможностями определяется набор электронных ресурсов и приложений.
Основное условие – наличие ПК, телефона ( или других форм связи) и доступа к интернету. Родители могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК). Педагогу лучше иметь персональный компьютер или ноутбук с выходом в интернет, но можно пользоваться и телефоном, которого будет достаточно, чтобы создавать и использовать простейшие, доступные для дошкольников, ресурсы и задания; предоставлять родителям текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную связь. Мессенджеры Viber, WhatsApp, Telegram, используются для непосредственного общения педагогов и родителей, обсуждение вопросов обучения детей индивидуально или в открытом пространстве.
5.Содержание деятельности. При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:
- обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
- дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
- самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
На информационных ресурсах рекомендуется размещать следующие материалы:
Для родителей
- Рекомендации о создании в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка, укреплению его здоровья.
- Советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам.
- Ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет.
- Информация о изучаемом содержании дошкольного образования.
- Новости и анонсы предстоящих видео- семинаров для родителей, архивные материалы прошедших мероприятий.
Для детей
- Содержательные подборки различных детско-взрослых активностей по темам недели, по направлениям детского развития (тексты художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные игры, головоломки, раскраски, карты и схемы изготовления поделок и построек, рекомендации по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики и др).
- Информация о проводимых конкурсах, образовательных акциях и материалы по результатам их проведения. Например, родителям можно предложить прочитать детям русские народные сказки и записать аудиофайл. Затем, на информационной странице можно создать тематическую библиотеку аудиофайлов «Читаем сказки всей семьей». - Выставки детских творческих работ. Например, предложить родителям вместе с детьми понаблюдать процесс весеннего пробуждения природы, сделать зарисовки. Затем можно оформить выставку детских рисунков «К нам весна шагает». Информация о изучаемом содержании дошкольного образования на ресурсе может быть структурирована по-разному:
¾ По принципу адресного соответствия возрасту, когда педагоги каждой возрастной группы на своей станице выкладывают информацию, актуальную для изучения детьми данной группы;
¾ По основным направлениям развития ребенка или видам деятельности, когда содержание ООП дошкольного образования модульно делится между всеми педагогами детского сада;
¾ Блоками, в соответствии с традиционными для всего детского сада событиями. Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания. Кратность обновления информации может быть разной, в соответствии с выбранной тактикой. Например, 1 раз в неделю выкладывается весь материал в соответствии с изучаемой темой. Или, каждый день выкладываются материалы, помогающие включить в деятельность детей до тех новых видов активности. Рекомендации для родителей могут размещаться на сайте образовательной организации и в социальных сетях, специально организованных группах и сообществах. А так же на специально созданных сайтах педагогов. Материалы, размещенные на сайте (социальных сетях) не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
6. Деятельность педагога в системе дистанционного обучения. Педагог несет ответственность за качество обучения, поэтому ему необходимо быть хорошо подготовленным методически и содержательно к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети Интернет, также он должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения образовательного процесса в виртуальной среде. Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося. Существуют два вида режима: Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме; Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места. Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в методическую копилку Виртуального детского сада (электронный ресурс) и заказчик (родитель (законный представитель) обучающегося) может воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно. Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию, согласованному с родителями.
Литература:
1. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
2. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-ТянШанского", 2017. - №3(4). - С. 94-111.
3. Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14.
4.Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ . Интернет-ресурс
Уважаемые родители!!!
На этой странице мы предлагаем интересные и полезные задания и игры, которые Вы сможете выполнять с детьми в любое удобное для Вас время. Мы надеемся, что предложенные игры и задания помогут Вам более продуктивно провести драгоценные часы общения с ребенком.
Подготовительная группа
Учебная неделя | Тема недели |
Образовательная деятельность
|
Материалы (ссылки) |
1-я неделя (апрель) |
«Весна» | Окружающий мир | https://learningapps.org/watch?v=p1xvgaxzj21 |
ФЭМП (математика) | https://learningapps.org/watch?v=petao20xj21 | ||
Развитие речи | Ищем_звуки.ppt | ||
Рисование, Лепка | https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/lepka-v-podgotovitelnoy-gruppe-rebenok-s-kotenkom.html | ||
Физическая культура | https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U | ||
Музыка | |||
2-я неделя (апрель) |
«Весна» | Окружающий мир | https://learningapps.org/watch?v=pykj7goda21 |
ФЭМП (математика) | https://learningapps.org/view2483642 - сложение в пределах 10 | ||
Развитие речи | Место_звука_в_слове.ppt | ||
Рисование, Лепка | https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/uroki-risovanija-dlja-detej-4-6-let/risuem-tehniku/- Рисуем технику и транспорт | ||
Физическая культура | https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U | ||
Музыка | |||
3-я неделя (апрель) |
«День Победы!» | Окружающий мир | 8219a636d8036c3743de7fd74c591dd3.pptx - Перелетные птицы |
ФЭМП (математика) | https://learningapps.org/view9284366 - треугольники и четырехугольники | ||
Развитие речи | 182d1d680ec7e5def28b83273230ad00.pptx - Времена года | ||
Рисование, Лепка | https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/lepka-v-podgotovitelnoy-gruppe-devochka-igraet-v-myach.html | ||
Физическая культура | https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U | ||
Музыка | |||
4-я неделя (апрель) |
«День Победы!» | Окружающий мир | 182d1d680ec7e5def28b83273230ad00.pptx -Времена года |
ФЭМП (математика) | https://learningapps.org/watch?v=p3xme46b221 – счет в пределах 10 | ||
Развитие речи | Превращение_слов.pptx | ||
Рисование, Лепка | https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/uroki-risovanija-dlja-detej-4-6-let/pervye-uroki-risovanija-mordochki-zhivotnyh/ - первые уроки рисования животных | ||
Физическая культура | https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U | ||
Музыка | |||
1-я неделя (май) |
«День Победы!» | Окружающий мир | https://learningapps.org/view4856474 |
ФЭМП (математика) | https://learningapps.org/view9540325 - + - 4 пределах 10 | ||
Развитие речи | https://learningapps.org/watch?v=pvb0pajct21 | ||
Рисование, Лепка | https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/uroki-risovanija-dlja-detej-4-6-let/risuem-prirodu/ - рисуем природу | ||
Физическая культура | https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U | ||
Музыка | |||
2-я неделя (май) |
«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!» |
Окружающий мир | https://learningapps.org/watch?v=p8xg6ymwk21 |
ФЭМП (математика) | https://learningapps.org/view10894457 - посчитай по порядку окошки у паровозика | ||
Развитие речи | https://learningapps.org/watch?v=pkwsd9uot21 | ||
Рисование, Лепка | https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/uroki-risovanija-dlja-detej-4-6-let/risuem-prirodu/ - рисуем природу | ||
Физическая культура | https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U | ||
Музыка | |||
3-я неделя (май) |
«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!» |
Окружающий мир | https://learningapps.org/watch?v=pep6yjpxn21- безопасное поведение зимой |
ФЭМП (математика) | https://learningapps.org/view14314055 - состав числа 6 | ||
Развитие речи | Ищем_звуки.ppt | ||
Рисование, Лепка | https://mishka-knizhka.ru/poznavajka-dlja-detej-4-6-let/uroki-risovanija-dlja-detej-4-6-let/risuem-zhivotnyh-i-ptic/ - рисуем животных и птиц | ||
Физическая культура | https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U | ||
Музыка | |||
4-я неделя (май) |
«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!» |
Окружающий мир | https://learningapps.org/view3027860 - помоги птицам |
ФЭМП (математика) | https://learningapps.org/watch?v=petao20xj21 | ||
Развитие речи | Место_звука_в_слове.ppt | ||
Рисование, Лепка | https://melkie.net/detskoe-tvorchestvo/applikaciya-prazdnichnyy-horovod-v-podgotovitelnoy-gruppe.html - Аппликация «Хоровод» и её модификации для подготовительной группы | ||
Физическая культура | https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U | ||
Музыка |
Старшая группа
Средняя группа
Подготовительная группа
https://learningapps.org/watch?v=pwst1158521
https://learningapps.org/watch?v=pgc6nc5hk21
Старшая группа
https://learningapps.org/watch?v=p329ji9z221 - найди признаки весны и зимы
https://learningapps.org/watch?v=ppovr31ua21 - безопасное поведение детей весной
https://learningapps.org/watch?v=pm002nk7c21 - зимующие и перелетные птицы
Средняя группа
https://learningapps.org/watch?v=pm2bxgvy321 - найди пару
Младшая группа
https://learningapps.org/watch?v=pezwcc7k521 - один - много
https://learningapps.org/watch?v=p7ujpdytj21 - соедини каратинки парами
https://learningapps.org/watch?v=pfrije6dk21 - краски весны
https://learningapps.org/display?v=ptk2iupxk21 - какой карандаш рисовал
Почитаем-ка, дружок!
https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/- Мишкины книжки
https://deti123.ru/skazki/na-noch - Читать Сказки На Ночь
https://nukadeti.ru/skazki/korotkie-skazki-na-noch -Короткие сказки на ночь
https://skazki.rustih.ru/russkie-narodnye-skazki/ - сказки
https://www.miloliza.com/skazki-korotkie-na-noch-detyam-chitat - сказки на ночь
https://skazkii.ru/korotkie-skazki-na-noch - добрые сказки для маленьких
Логопедические игры
Собиралки
9a1019d831169af94fadee96d7b4dc1c.pptx - Русские народные сказки
interaktivnayaigraovoshaiifruktyi.pptx - Во саду ли, в огороде
soberifruktyivkorzinu.pptx - Собери фрукты в корзину
ce5ab2253316115d5839db3723cd66b6.pptx - Собери грибы, ягоды
8219a636d8036c3743de7fd74c591dd3.pptx - Перелетные птицы
182d1d680ec7e5def28b83273230ad00.pptx - Времена года
Раздели по группам
https://learningapps.org/watch?v=p1xvgaxzj21
https://learningapps.org/watch?v=px6uhxv5k21
https://learningapps.org/watch?v=pykj7goda21
https://learningapps.org/view4856474
https://learningapps.org/watch?v=pep6yjpxn21- безопасное поведение зимой
https://learningapps.org/watch?v=petao20xj21
https://learningapps.org/watch?v=pe0yqbjrn21
https://learningapps.org/watch?v=p8xg6ymwk21
https://learningapps.org/watch?v=pv07x3iu321
https://learningapps.org/watch?v=pm2bxgvy321
Научусь-ка я читать!
https://learningapps.org/watch?v=pvb0pajct21
https://learningapps.org/watch?v=pkwsd9uot21